Дети дошкольного возраста воруют совсем по другим мотивам и причинам, чем в школьники и, тем более, взрослые. У них не бывает групповых краж и краж «на спор». Основные мотивы можно разделить на несколько групп: • Простое желание овладеть понравившимся предметом (обычно это игрушка) • Желание подарить что-то кому-то из близких людей. • Желание выделиться среди сверстников вследствие обладания какой-либо вещью. • Воровство как способ мести. Все эти мотивы абсолютно не криминальны по своей сути. Чаще всего встречается импульсивная кража. Малыш видит у другого ребенка какой-то желанный предмет, и, при первой возможности, тайно им овладевает. Например, такая ситуация бывает когда один ребенок ворует у другого игрушку, которую сам давно хотел. Причина таких краж в детской психологии этого возраста. Дети не понимают понятий «своё» и «чужое», это осознается позднее, в общении с взрослыми людьми, которые объясняют и воспитывают. Это же недопонимание смысла кражи лежит в основе «подарка» близкому человеку. Кражи для укрепления статуса среди сверстников с помощью обладания особыми вещами и месть бывают в 4-6 лет, это уже настоящие социальные мотивы, кража совершается для завоевания места в группе сверстников, причем желаемое достигается абсолютно сознательно, тем способом, который оказался наиболее доступен (пример, украсть велосипед, если родители не могут его купить). Кражи из мести могут быть направлены как на создание неприятностей своим родным, так и на вредительство обидчику. Это так же вполне осознанные проступки. Нелогичность поступков часто удивляет взрослых. Действительно, в чем смысл воровства, если оно в любом случае будет обнаружено? А причины кроются в особенностях детской психики. Дети не могут контролировать свое поведение и склонны к импульсивным поступкам, при этом они не в состоянии предугадать дальнейший ход развития событий. Они не понимают, чем всё закончится. Понятийный аппарат ребенка развит слабо, абстракции они не осознают. И в дополнение ко всему, они видят своё существование только «здесь и сейчас», не осознавая перспективу времени. В воспитании дошкольника всё это обязательно нужно учитывать, но всё же, воровство не норма, в его основах лежит нарушение личности и деформация межличностных взаимоотношений, в первую очередь, внутри семьи. Считать, что воровство бывает только в неблагополучной семье не правильно, реальность такова, что воруют дети даже в самых обеспеченных семьях. Причина и там, и там, одна, это ошибки воспитания. Если в неблагополучной семье пьянство родителей, жестокое обращение, отсутствие средств являются основными стимулирующими кражу факторами, в обеспеченной семье поводы для краж кроются глубже. Вопрос не в том, как много уделяется внимания ребенку, а в том, насколько качественные воспитательные меры используют родители. Можно сделать достаточно серьёзные ошибки, которые в последующем, возможно, приведут к воровству: • Не последовательное воспитание, когда за одни и те же проступки ребенка то наказывают, то нет. • Несогласованность воспитательных мер между родителями, когда папа с мамой оценивают поступки по-разному и предъявляют разные требования. Взрослым нужно в первую очередь договориться между собой, что считать нормальным, допустимым, а за что наказывать. • Двойная мораль, когда родители сами говорят одно, а делают другое. • Подмена воспитания материальными благами, воспитание в стиле «кумир семьи», безнадзорность и другие искаженные модели воспитания, приводящие к предоставлению ребенка самому себе. • Обратная ситуация, когда над малышом осуществляется гиперопека и тотальный контроль. Неправильное воспитание приводит к тому, что ребенок с ранних лет становится приспособленцем, не может сформироваться как личность, и учится манипулировать окружающими. Дети часто страдают неврозами, нередко контроль вообще утрачивается с полным отсутствием послушания кому бы то ни было из членов семьи. Эти деформации личности приводят так же к проблеме адаптации в детском коллективе, так как ребенок продолжает вести себя так же как дома, но очень быстро встречает отпор, его изолируют, с ним не хотят общаться, и даже бьют. Таким образом, если Вы уличили своего ребенка в воровстве, не надо «на зеркало пенять», в первую очередь надо оценить собственные взаимоотношения в семье и стиль воспитания. Нередко в этом бывает очень трудно разобраться самостоятельно, помочь может детский психолог. Как реагировать на факт воровства? • В любом случае, реакция должна быть негативной. Отрицательная оценка совершенному поступку должна быть высказана в явной и не двусмысленной форме, однако без перехода на личности (ребенок сделал плохое, но не сам плохой). Кража это повод для обстоятельной беседы с ребенком, с объяснением ему, как плохо он сделал, как сейчас расстраивается настоящий хозяин вещи, предложить представить ребенку, что бы почувствовал он, если бы у него украли что-то ценное. Разговор должен быть спокойным и без рукоприкладства, так что в любом случае надо перед ним самим родителям успокоиться. • Ребенок должен понять, что кража может стать причиной потери доверия других людей и друзей. • Если отмечены кражи нужных вещей (карандаши, тетради, ручки), объясните, что это всё ему немедленно купят родители, достаточно им только сказать. • Ребенок должен вернуть украденную вещь и извиниться. В дальнейшем, стоит обратиться к психологу для выявления скрытой причины воровства. Обязательно оглянитесь на собственную семью, возможно, Вы сами говорите, красть нельзя, и постоянно что-то приносите с работы. Если проанализировать собственную семью и свои поступки беспристрастно, иногда можно понять причину самостоятельно. Тогда её будет необходимо устранить.
|