Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать ему в подчиненной иудейской земле всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки.
Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова, и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли ночью скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью родился у Марии - Сын Божий, Христос, Спаситель мира.
О его рождении первыми узнали вифлеемские пастухи. Согласно религиозному учению, они увидели Ангела Божьего, который возвестил им о рождении Спасителя. Когда Ангел скрылся, пастухи решили отправиться в Вифлеем, и посмотреть, что там случилось. Они поспешили в пещеру, и увидели там Марию, Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали. После этого пастухи возвратились к своим стадам, благодарные за то, что видели и слышали. На восьмой день рождения Спасителя Мария с Иосифом дали ему имя Иисус, которое было указано Господом через ангела…
После Распятия Христа и Его Воскрешения, день Его рождения стал праздником.
До VI века Рождество отмечалось Церковью вместе с Богоявлением как одно великое торжество появления Бога в облике Человека, Мессии Израиля. Затем оно было выделено в особый праздник, чтобы придать новый смысл отмечаемому в тот день (25 декабря) языческому празднику Солнца.
Православные люди отмечают Рождество Христово 7 января, которое по старому стилю праздновалось 25 декабря. Полное название праздника звучит так: Рождество по плоти Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост с особыми подготовительными днями. Так, в дни св. апостола Андрея (30 ноября/ 13 декабря) поются стихи, объявляющие о наступающем Рождении Господа. Сам же пост носит название Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте. Этот день называется сочельником, так, как в этот день, согласно церковному уставу, полагается употреблять в пищу сочиво - пшеницу с медом.
В канун Рождества, если он не приходится на субботу, служатся Царские Часы и литургия св. Василия Великого, соединенная с Вечерней. На этих службах читаются ветхозаветные пророчества Михея, предсказавшего, что Вифлеем будет местом Рождения Спасителя, и Исаий, предсказавшего Его облик, читаются паремии, Апостол и Евангелие. Часы называются царскими потому, что в Греции при совершении их присутствовали императоры.
Всенощная праздника начинается с Великого Повечерия с торжественным пением «С нами Бог» и стихами пророчества Исайи. На Повечерии также поется тропарь и кондак праздника, и, после длинных праздничных ектений, торжественно благословляются пять хлебов, пшеница и вино, которые потом раздаются молящимся, и елей, которым их помазует священник. Эта часть службы называется литиёй.
В начале Рождественской Утрени поются слова ангельского гимна. Затем читается Евангелие от Матфея. Рождественская литургия начинается с псалмов прославления и хвалы.
Следующие за Рождеством два дня посвящаются Божьей Матери и св. первомученику Стефану. А сам Рождественский период продолжается до Богоявления, и все это время поются праздничные песнопения, пост же и коленопреклонения отменяются.
Торжество Праздника Рождества Христова усугубляется для Русской Церкви вспоминанием победы русских воинов над армией Наполеона I Бонапарта в 1812 г.